ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Об охране труда (новая редакция)
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны труда.
Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране труда, то применяются правила международного договора.
Действие настоящего Закона распространяется на:
работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями (далее – организации), а также с отдельными нанимателями;
студентов высших образовательных учреждений, учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, слушателей других образовательных учреждений, проходящих производственную практику;
военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;
граждан, проходящих альтернативную службу;
лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях, определяемых учреждениями по исполнению наказания, а также лиц, к которым применено административное взыскание в виде административного ареста, лиц, привлекаемых на выполнение других видов работ, в том числе организуемых в интересах общества и государства.
Действие настоящего Закона распространяется и на работодателей.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, далее именуются работниками.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
средства коллективной защиты – технические и иные средства, конструктивно или функционально связанные с производственным помещением и производственным процессом, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений;
вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его профессиональному заболеванию;
рабочее место – место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности;
производственная деятельность – совокупность действий, осуществляемых при производстве продукции, переработке сырья, выполнении работ, оказании услуг;
несчастный случай на производстве – происшествие, в результате которого работник получил трудовое увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением им трудовых обязанностей, как на территории работодателя, так и за ее пределами, в том числе во время следования к месту работы либо с работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
профессиональное заболевание – острое или хроническое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора или опасного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;
условия труда – совокупность социальных и производственных факторов, при которых осуществляется труд;
охрана труда – система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;
трудовое увечье – временная или стойкая утрата работником профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве;
неблагоприятные производственные факторы – наличие вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора;
опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
средства индивидуальной защиты – технические и иные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета жизни и здоровья работника;
разработка и реализация государственных программ в области охраны труда;
координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда;
установление требований в области охраны труда для всех организаций;
осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
стимулирование разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работников;
использование достижений науки, техники и передового национального и зарубежного опыта по охране труда;
социальная защита работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
осуществление международного сотрудничества.
Государственное управление охраной труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченным государственным органом в области охраны труда, а также иными государственными органами, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области охраны труда.
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны труда;
утверждает и реализует государственные программы в области охраны труда;
обеспечивает координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда;
устанавливает порядок проведения государственной экспертизы условий труда;
устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определяет порядок создания службы охраны труда в организациях;
определяет порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образования фондов по охране труда и использования их средств;
осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Специально уполномоченным государственным органом в области охраны труда является Министерство труда Республики Узбекистан.
Министерство труда Республики Узбекистан:
реализует единую государственную политику в области охраны труда;
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны труда;
в пределах своих полномочий разрабатывает, согласовывает и утверждает нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда;
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, в том числе за предоставлением льгот и компенсаций работникам за работу в неблагоприятных и особых условиях труда;
обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда;
взаимодействует с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями по вопросам охраны труда;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда;
ведет единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
проводит мониторинг состояния охраны труда;
анализирует причины производственного травматизма и вносит в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, юридическим и физическим лицам предложения по их предупреждению;
обеспечивает проведение специального расследования и учет несчастных случаев на производстве.
Министерство труда Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
определяет порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
устанавливает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;
устанавливает нормативы выдачи молока (других равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, газированной соленой воды (работающим в горячих цехах), предоставляемых работникам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда;
утверждает перечень медицинских и иных показаний для перевода работника на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу;
определяет требования к составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у работника профессионального заболевания;
устанавливает порядок определения профессиональных заболеваний и выдачи направления для определения степени утраты профессиональной трудоспособности работников.
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны труда;
разрабатывают нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда;
утверждают и обеспечивают реализацию отраслевых целевых и специальных программ в области охраны труда;
осуществляют меры по обеспечению соблюдения требований охраны труда в подведомственных организациях;
организуют и обеспечивают проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников в подведомственных организациях;
организуют подготовку, переподготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций.
Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти на местах:
участвуют в реализации государственных и иных программ в области охраны труда;
утверждают и реализуют территориальные программы в области охраны труда;
координируют деятельность соответствующих территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления в области охраны труда.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность с численностью пятьдесят и более работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку. В организации, насчитывающей пятьдесят и более транспортных средств, также создается служба по безопасности дорожного движения или вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения.
В организации с численностью менее пятидесяти работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Служба охраны труда и служба по безопасности дорожного движения являются самостоятельными структурными подразделениями организации и подчиняются непосредственно ее руководителю.
Специалисты службы охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками требований правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителю организации о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.
Функции службы охраны труда могут осуществляться профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда на договорной основе.
Профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда являются юридические лица, оказывающие услуги в области охраны труда на договорной основе.
Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда могут:
осуществлять функции службы охраны труда в организациях;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда;
осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;
проводить аудит системы управления охраной труда в организации.
Требования к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда и выполнению ими услуг, а также порядок ведения их единого реестра устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Аттестацией рабочих мест по условиям труда является комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки соответствия условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах и их травмоопасности требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, выявления вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат:
рабочие места, на которых работникам по условиям труда предусмотрены льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством;
рабочие места, на которых заняты инвалиды;
рабочие места, указанные в списках производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях;
рабочие места на опасных производственных объектах.
Законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями может предусматриваться аттестация и других рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится самим работодателем в установленном порядке. Периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливается законодательством, но не реже одного раза в пять лет.
Аудитом системы управления охраной труда в организации является оценка состояния системы охраны труда, который проводится по решению работодателя и включает в себя:
определение соответствия системы управления охраной труда
в организации требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;
оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Аудит системы управления охраной труда в организации осуществляется профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда на договорной основе.
Финансирование охраны труда осуществляется за счет:
бюджетных ассигнований, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
собственных средств работодателя;
средств фондов охраны труда, образованных в порядке, установленном законодательством;
благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;
других источников, не запрещенных законодательством.
Бюджетные ассигнования на охрану труда выделяются в соответствующих бюджетах (республиканские и местные) отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля, финансирования научно-исследовательских работ, выполнения государственных и иных программ по охране труда.
Каждый работодатель выделяет на охрану труда необходимые средства в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, а также коллективными соглашениями или иными локальными нормативными актами. Работники не несут каких-либо расходов на эти цели.
Организации вправе создавать фонд по охране труда за счет прибыли (доходов) от их коммерческой и иной деятельности, а также других источников, не запрещенных законодательством.
Средства на охрану труда не могут быть использованы на иные цели.
Порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образования фондов по охране труда и использования их средств определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан с участием Федерации профсоюзов Узбекистана.
В высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях в установленном порядке обеспечивается подготовка специалистов по охране труда.
Высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения должны организовать обязательное изучение студентами и учащимися курса по охране труда с учетом особенностей производства различных отраслей экономики и социальной сферы.
Органы государственного и хозяйственного управления и работодатели обеспечивают переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда.
Порядок переподготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Работники, занятые на работах с неблагоприятными условиями труда, обеспечиваются бесплатно молоком (другими равноценными пищевыми продуктами), лечебно-профилактическим питанием, газированной соленой водой (работающие в горячих цехах), специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и гигиены по установленным нормам. Перечень таких работ, нормы выдачи, порядок и условия обеспечения ими устанавливаются коллективными договорами и соглашениями, а если они не заключены, определяются работодателем по соглашению с представительным органом работников в соответствии с нормативами, установленными законодательством.
Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.
Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, выпуск и ремонт средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, не допускается.
Запрещается применение на производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации) и которые не прошли соответствующие экспертизы в установленном порядке.
В соответствии с законодательством может быть установлено льготное налогообложение части прибыли организаций, образуемой за счет издания литературы, плакатов, других средств пропаганды охраны труда, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, полученной за счет создания новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной защиты и средств индивидуальной защиты, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии.
Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательства о труде, коллективных договоров, а также коллективных соглашений и иных локальных нормативных актов об охране труда.
Прием граждан на работу и перевод работников на другую работу, противопоказанную им по состоянию здоровья, запрещается.
При приеме граждан на работу и переводе работников на другую работу с заведомо высоким уровнем возможной угрозы здоровью и жизни работодатель обязан предупредить их об этом.
Работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой или исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы, работодатель обязан перевести с их согласия на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока.
При переводе по состоянию здоровья на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов нижеоплачиваемую работу за работниками сохраняется прежний средний месячный заработок в порядке и сроках, установленных Трудовым кодексом Республики Узбекистан.
Работник имеет право:
на рабочее место, соответствующее требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;
на получение информации от работодателя об условиях труда, в том числе о наличии риска профессиональных и иных заболеваний, полагающихся ему в связи с этим льготах и компенсациях, а также средствах индивидуальной защиты и средствах коллективной защиты;
на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя в соответствии с установленными нормами и требованиями охраны труда;
на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством;
на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности при подтверждении этих обстоятельств органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
на запрос на проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
на льготы и компенсации, установленные законодательством;
на возмещение работодателем вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или его профессионального заболевания;
на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
на переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
Работник может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Работник обязан:
соблюдать требования нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной защиты;
проходить инструктаж по охране труда, обучение и повышение квалификации по вопросам охраны труда;
немедленно извещать работодателя о любой ситуации, которая создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также о любом несчастном случае, происшедшем в ходе работы или в связи с ней.
Работник может нести и иные обязанности в соответствии с законодательство